Минский Курьер о нас!

В газете «Минский курьер» появилась интересная статья о нашем настоящем и о том, что ждет нас в недалеком будущем.

Успевают ли белорусские библиотеки идти в ногу со своими читателями в XXI веке?

1502013Основной задачей библиотек всегда было и остается обслуживание пользователей. Но сегодня люди хотят не просто иметь доступ к информации, но и получать ее с максимальной скоростью и комфортом, независимо от времени суток и того, где находятся.
— Мы можем обеспечить нашим читателям доступ к базам данным, чтобы они работали, не выходя из своего кабинета, — говорит заместитель председателя совета Белорусской библиотечной ассоциации и заведующая отделом маркетинговых исследований Центральной научной библиотеки имени Я. Коласа НАН Беларуси Инна Юрик. — Конечно, виртуальных посетителей становится больше, реальных — меньше.Большим спросом пользуется электронный архив научной периодики, который мы стали формировать после переговоров с издательством «Белорусская наука». Минчане скачали тридцать шесть тысяч книг во время двухнедельной акции, когда на площади Якуба Коласа стояли стеллажи с электронными изданиями.

— Но в любом случае библиотека не может конкурировать с Интернетом по объему данных и свободе доступа к ним.

— Как только решится вопрос с авторским правом в Интернете, библиотеки станут единственным источником легитимной информации. Сейчас они пытаются понять, что должны предлагать читателям. Прежде всего — скоростной Интернет. Мы не запрещаем пользователям приходить со своими ноутбуками, даем возможность подключиться к Сети, но, например, из-за негибкости провайдеров не всегда можем обеспечить Wi-Fi.

Электронная доставка документов есть в каждой крупной библио­теке. Число заказов растет, поэтому важна возможность принимать интернет-платежи. На постсоветском пространстве некоторые книги есть только в наших фондах. Поэтому интересны многим зарубежным читателям. Они оплачивают услугу через валютный счет. Он появился у нас недавно.

— В последнее время много говорят о том, что библиотеки должны стать третьим после дома и работы местом, куда можно прийти не только поработать, но и провести досуг.

— Библиотеки — место, где люди могли бы встречаться и общаться. Например, в одной из столичных детских библиотек родители вместе с детьми играют в «Мафию», герои которой — литературные персонажи. Российская государственная библиотека молодежи — это центр субкультур. Там можно встретить эмо и готов, пойти на выставку кукол или записаться в клуб комиксов.

Наша библиотека научная, по­этому мы проводим мероприятия, которые могут быть интересны ученым: семинары со специалистами из-за рубежа, консультации в интернет-центре, презентации архивов отдела редкой книги.

— Жизнь постепенно переходит в социальные сети. Биб­лиотек это тоже коснулось?

— У многих есть страница в Facebook, Vkontakte, Flickr, YouTube, Twitter. Некоторые ведут свои блоги, делают подкасты. Мы начинали с Twitter. У нас больше 900 подписчиков. Многие узнают о наших мероприятиях именно оттуда. Есть активный читатель, который постоянно пишет, как работать с электронным каталогом, присылает скриншоты описаний книг с ошибками, чтобы мы их исправили. Получается совместная работа с читателями по улучшению наших ресурсов. Через социальные сети получаем обратную связь, понимаем, чего хотят люди.

— А чего в новых условиях хотят сами библиотекари?

— Заметно снизился имидж профессии в обществе. Хочется это исправить. Пока мы, наверное, не умеем себя позиционировать и продвигать. Мне очень нравится моя работа, но невозможно делать все на энтузиазме. Иногда батарейки садятся, и на первый план выходят материальные потребности. Нужно, чтобы в профессию приходили креативные специалисты, которые обеспечат выживание биб­лиотек в будущем. Но у них должна быть мотивация.

Компетентно

Чем можно мотивировать молодых специалистов? Как реагирует на изменения в библиотечном деле сфера образования? Рассуждаем с деканом факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств Николаем Яцевичем:

— По специальности «Библиотечно-информационная деятельность» ввели новые направления: автоматизация, информатизация, менеджмент, методическое обеспечение. Чтобы оперативно реагировать на все изменения в нашей сфере, вводим курсы по выбору. Сейчас, например, получают распространение мобильные библиотеки — автомобили-библиобусы, из которых даже в глухой деревне человек может отправить письма по электронной почте, посмотреть видеозаписи. Учим студентов, как организовать работу, какие технологии использовать.

— Но ведь если все процессы в биб­лиотеке будут автоматизированы или переведены в виртуальную среду, отпадет необходимость в живых сотрудниках.

— Внедрение любых технологий неизбежно приводит к сокращению рабочих мест. В странах Европы книги находятся в открытом доступе: регистрируешься через электронную карту читателя с помощью сканирующих устройств, подходишь к нужным полкам, берешь что тебе надо и через охранные ворота выходишь. Устройство, которое называют «библиобар», считывает по магнитной метке, что ты выбрал. Люди, освободившиеся от рутинной обработки информации, должны заниматься подготовкой творческих проектов, поиском спонсоров, рекламой библиотек.

— Насколько знаю, уже несколько лет на факультете недобор…

— Выпускаем около ста человек. На каждого выпускника по две заявки поступает. Чтобы закрыть все, надо лет пять выпускать по 250 человек, как это было в 1970-х годах. И все равно люди приходят в профессию и уходят, потому что не хотят зарабатывать один миллион семьсот тысяч рублей. Мы живем в определенных экономических условиях.

Библиотеки должны уметь себя позиционировать, чтобы было видно, сколько они делают для культуры, науки, образования, экономики. Мы проигрываем пока таким крупным странам, как Германия, Франция, США. Там библиотека — открытая площадка для всех с единым читательским билетом по всей стране. Туда можно зайти, не являясь ее читателем. Даже для бомжей отводят специальные места, чтобы они могли там почитать. Если взял книгу в штате Калифорния, но уехал по делам в Огайо и не успел ее сдать, можешь сделать это в любой другой библиотеке. Такой принцип ввели в Литве. И мы должны к чему-то подобному стремиться. Библиотека совершенствуется, становится культурно-досуговым центром. Так называемым третьим местом, где можно и работать, и пить кофе с друзьями.

А как у них?

Мария Пушкина, переводчик:

— В библиотеке варшавского университета во время экзаменов найти себе местечко за столом практически невозможно, поэтому никого не смущают сидящие и лежащие у стеллажей читатели. В библиотеке есть книжные магазины, киоски, магазин электроники, множество кафе, агентства студенческой занятости и развлекательный центр. Кто-то пришел учиться и загорает в саду, прикрывшись журналом по ядерной физике, а кто-то встречает июньский рассвет в читальном зале, увлекшись учебником по старопольской грамматике.

Галина Лохова, программист:

— Мне довелось побывать в нескольких библиотеках Лос-Анджелеса, в том числе в Центральной публичной библиотеке. В русском отделе подборка книг такая, что хочется зависнуть на пару месяцев. Коллекция учитывает интересы и интеллектуалов, и любителей массовой литературы.

Каждый может прийти в любую библиотеку США, почитать, поработать, бесплатно воспользоваться Интернетом, ноутбуками, распечатать нужную информацию, отдохнуть и просто согреться. Даже если он не житель города. И не гражданин страны. Правда, взять книжку на дом может только американец, а иностранцу придется доказать, что он постоянно проживает в США.

Книжки находятся в открытом доступе. С библиотекарем общаешься, если нужна консультация или хочешь поработать с раритетным изданием. Можно заказывать книги через Интернет, пользуясь электронными каталогами библио­тек. К твоему приезду нужная уже будет отложена. Если в этой библио­теке ее нет, привезут из другой. Через Интернет можно проверить, какие издания за тобой числятся, и продлить срок пользования.

Потрясающие студенческие биб­лиотеки! На территории кампуса (студенческого городка) калифорнийского университета в Лос-Анджелесе два десятка библиотек: научно-техническая, научно-исследовательская, микробиологическая, музыкальная, юридическая, художественная, ночная, которая работает в обычные дни до 2 часов ночи, а в период сессий с 20 января по 10 марта — до 7.30 утра. Библио­тека — центр жизни университета. Везде стоят диванчики для отдыха. Кто-то уснул — на здоровье. Читателю должно быть комфортно!

 Вероника Молокова

Минский курьер.-2013.-11 декабря.-С.15

Вы можете оставить комментарий, нажав здесь