Быть правокультурным…

№1Из опыта работы детской библиотеки № 1 г. Минска по правовой информации

Сегодня детская библиотека может выступать как центр по формированию правовой информации. В современных условиях это стало очень актуальным, так как вопросы информационно-пра­вовой грамотности подростков широко обсуждаются в СМИ и в обществе.

Активное участие в содействии становлению личности подростка может принимать библиотека как праворазвивающая среда. Национальный центр правовой информа­ции Республики Беларусь и детская библиоте­ка № 1 г. Минска в 2012 году приняли реше­ние о создании «Академии правовой культуры».

Для этого в зале информации библиотеки был оформлен тематический уголок «Твои права». Он включает в себя статьи Конвенции о правах человека, правовую литературу для детей, художе­ственную литературу, в которой затрагиваются проблемы нарушения прав человека, и реклам­ный материал. Отдельно был выделен фонд пра­вовой литературы с открытым доступом к ней, оформлен информационный щит НЦПИ, подго­товлены тематические папки «Конвенция о пра­вах ребенка», «Национальный центр правовой информации Республики Беларусь», «Права не­совершеннолетних».

Совместно с учениками 6 класса были разра­ботаны эмблемы Академии и девизы — «Хочу стать правокультурным» и «Может мама, может папа, но имею право — Я!».

С целью пропаганды среди учащихся правовых знаний, которые являются неотъемлемым звеном в профилактике правонарушений, в нашей библи­отеке состоялся разговор с сотрудником милиции «Один день из жизни…».

На встрече детям рассказывали о профессии «милиционер», об основных законодательных актах, видах ответственности за те или иные противоправные поступки, отличительные для подростков виды преступлений; разъясняли понятия административ­ной, гражданско-правовой уголовной ответствен­ности, акцентировали внимание на таких явлени­ях, как пьянство и наркомания среди подростков. Во время беседы участники узнали, как вести себя подростку, если он попал в отделение милиции, ка­кие действия при задержании являются противо­правными.

В течение встречи сотрудник правоохранитель­ных органов ответил на вопросы школьников о ко­мендантском часе, правилах дорожного движе­ния, правах несовершеннолетних и раздал памятки о том, как вести себя в экстремальных ситуациях.

В библиотеке была оформлена книжная полка-посвящение к 100-летию белорусской милиции «На страже».

В марте 2017 года состоялось торжествен­ное открытие обновленной экспозиции музея МВД, нашего доброго и давнего партнера. Наши читатели имели возможность посетить ее. На экскурсиях школьники знакомились с истори­ей Великого Княжества Литовского и Уставом 1588 года, где впервые на территории Европы были прописаны юридические и судебные пра­вила. По нормам Устава проходили расследо­вания преступлений, которых там было описано около 100 видов. Залы музея знакомили участ­ников мероприятия с историей развития органов охраны правопорядка.

Представленные в музее МВД уникальные ар­хивные фотографии, редкие документы, памятные знаки и награды, медали, ордена и экспонаты, по­вествующие о развитии и становлении белорусской милиции, о судьбах выдающихся сотрудников, при­вели в восторг наших читателей. В музее есть не только познавательные, но и интерактивные моменты. Совместная экскурсия в музей МВД имела успех у наших читателей.

На базе зала информации была оформлена правовая стикер-выставка к 20-летию НЦПИ «Я — гражданин, и это значит…».

Библиотека широко использует игровые фор­мы, новые мультимедийные технологии, что спо­собствует лучшему усвоению материала, делает мероприятия более привлекательными для моло­дежи. Особым спросом пользуются «живые квесты». Читатели с большим удовольствием выполня­ют самые разнообразные задания библиотекарей. Например, библиотечный квест «Детектив Бертан. Дело о похищении детей» познакомил участников с работой детектива, а также стал отличной базой для дальнейшей беседы на тему похищения людей, в частности детей. После квеста ребята высказыва­ли свои мысли, задавали вопросы, находили выход из моделируемых ситуаций.

Безопасное поведение на улице и детский травматизм — очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспорт­ных происшествий. Приводит к этому незнание ими основ правил дорожного движения и безучастное отношение самих взрослых к собственному пове­дению на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно старшего дошкольного и млад­шего школьного возрастов, не осознают реальных опасностей на дороге. Они не умеют еще правильно определять расстояние до приближающейся маши­ны, ее скорость, полагаются на собственную быст­роту и ловкость, считая вполне естественным вые­хать на проезжую часть на велосипеде или затеять там веселую игру.

Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной дея­тельности, мы помогаем участникам наших мероприятий научиться соблюдать элементарные об­щепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте. Только в тесном сотрудничестве библиотеки, семьи и дорожно-патрульной службы полученные дошкольниками и младшими школь­никами знания и усвоенные правила станут нор­мой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

Традиционными для библиотеки стали встречи с представителями ГАИ Московского района г. Мин­ска. На таких встречах ребята вспоминают еще раз самые важные правила дорожного движения: пра­вила поведения на переходах, на остановочных пунктах, обязанности и ответственность пешеходов и велосипедистов. Принимают активное участие в беседах с инспектором ГАИ по предупреждению детского травматизма на дороге.

Во время летних каникул в библиотеке органи­зуются мероприятия, посвященные профилактике происшествий на дорогах: «На дорогах с давних пор есть хозяин — светофор», «Полоски через дорогу идут и за собой пешехода ведут», «Правила движе­ния достойны уважения» и другие.

На этих мероприятия мы напоминаем учащим­ся о необходимости наличия светоотражающих эле­ментов, безопасной перевозке в автомобилях, про­езде несовершеннолетних до 14 лет на велосипедах без сопровождения взрослых на дорогах. Ведь без­опасность наших детей на дороге в наших руках.

Для того чтобы мы могли себя защитить, необ­ходимо знать, что у каждого человека, ребенка или взрослого, есть права, которые никто не может от­нять насильно. На эту тему в библиотеке были про­ведены следующие мероприятия:

  • «Мы — граждане Республики Беларусь»: правовой семинар;
  • «Гражданин мира»: правовое досье;
  • «О правах и свободах интересно и просто»: час правовых знаний;
  • «Права должен знать и выполнять»: библиотечный урок по правилам пользования библиотекой.

С 1993 г. в Республике Беларусь принят За­кон «О правах ребенка». Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспе­чение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосоз­нания на основе общечеловеческих ценностей ми­ровой цивилизации.

О.Богук,

детская библиотека №1, г.Минск

Источник: Бібліятэка прапануе. — 2018. — №12.— С.18-20

Вы можете оставить комментарий, нажав здесь